ЗАНЯТИЕ «ДОМ»
18.09.2025 года прошло занятие «Дом» в средней группе с использованием технологии «Системный оператор».
Цель данного занятия познакомить дошкольников с приемом ТРИЗ «Пять экранов», формировать способности анализировать действия объекта с учётом временной шкалы (прошлое, настоящее, будущее), выделяя характерные особенности.
Задачи:
- Учить детей обобщенным способам исследования объектов используя технологию ТРИЗ «Пять экранов».
- развивать конструктивные, математические, логические, коммуникативные способности и умения;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, на основе -анализа находить конструктивные решения;
- воспитывать уважительное отношение к истории народа;
- способствовать активному участию каждого ребенка в решении проблемных ситуаций.
Вниманию детей были представлены макеты домов. Рассмотрев их, малыши пришли к выводу, что дома имеют много различий. Но у всех у них общие детали: окна, двери, крыша, фундамент.
Далее познакомили детей с моделью анализа объектов с помощью пяти экранов (с волшебным экраном), который учит определять роль и место объектов, их взаимодействие в системе, надсистеме, подсистеме. Провели анализ объекта-дома- по времени на уровне системы, надсистемы и подсистемы.
В следующей части занятия, используя авторский конструктор «Умная древесина», дошкольники сконструировали дома.
Занятие стало первым этапом в обучении детей системно размышлять об объекте: выделять его функцию (свойства), рассматривать его место и взаимосвязи с другими объектами, а также возможность преобразования во времени. Занятие способствовало формированию навыков самостоятельной и коллективной деятельности.