«ЧТО ТАКОЕ АДЫГСКИЙ ЭТИКЕТ?»
Цели:
- воспитывать любовь к своей малой Родине и гордость за национальные традиции;
- развивать нравственные качества учащихся: уважение к старшим, доброту, трудолюбие, честность, дружбу, любовь к ближнему;
- сформировать у детей представление о сущности и принципах адыгского этикета как совокупности лучших нравственных норм;
- показать, что адыгский этикет — это своего рода нравственный кодекс народа, определяющий поведение человека дома и в обществе.
Задачи:
- формировать интерес и уважительное отношение к народу, его истории и культуре;
- активизировать устную речь учащихся через использование малых жанров фольклора;
- приобщать детей к изучению обычаев и традиций адыгского народа;
- расширять представления учащихся о духовно-нравственных ценностях своего народа.
Главным инновационным элементом мероприятия стала игрово-символическая методика «Бабушкин сундук».
В сундук учащиеся помещали «драгоценные камни» — символы добрых поступков.
- право положить камень имел только тот ребёнок, кто совершил хороший поступок;
- каждый ученик рассказывал о своём действии, а весь класс вместе обсуждал, действительно ли это поступок, достойный сундука;
- такой интерактивный формат формировал осознанность, нравственную рефлексию и стимулировал желание делать добро.
Эта методика сочетает элементы народной педагогики, символического обучения и эмоционального подкрепления поведения.
Она позволяет соединить традиционные ценности с современными педагогическими приёмами, создавая «мост поколений» между детьми и их культурным наследием.
Занятие началось с беседы «Что такое этикет?» и обсуждения понятия «адыгэ хабзэ» — системы моральных норм и правил поведения адыгов.
Далее учащиеся рассматривали реальные жизненные ситуации и определяли, какие поступки соответствуют принципам адыгского этикета.
Дети активно участвовали в чтении фольклорных произведений, вспоминали пословицы и примеры уважительного поведения к старшим.
Особый эмоциональный отклик вызвал этап с «Бабушкиным сундуком», когда каждый ребёнок имел возможность продемонстрировать личный пример доброты и честности
Мероприятие показало, что цели и задачи достигнуты полностью:
- учащиеся проявили эмоциональное вовлечение и интерес к культурному наследию своего народа;
- наблюдалось расширение словарного запаса, активизация устной речи и развитие уверенности при публичных выступлениях;
- повысился уровень самооценки и социальной ответственности детей;
- через игровые и визуальные элементы сформировано устойчивое позитивное отношение к моральным ценностям.
Мероприятие сочетает традиционные формы воспитания с элементами интерактивной педагогики:
- использование национальных символов (сундук, драгоценные камни) усиливает эмоциональную связь с культурой;
- применение презентации и интернет-ресурсов обеспечивает визуальную и цифровую поддержку обучения;
- вовлечение детей в моральное самооценивание формирует устойчивые модели поведения через личный выбор.
Внеклассное мероприятие «Что такое адыгский этикет?» стало примером успешного сочетания традиционной этнопедагогики и современных образовательных технологий.
Опыт Пхешховой М. М. показывает, что использование символических атрибутов народной культуры, таких как «Бабушкин сундук», способствует не только изучению национальных традиций, но и развитию нравственности, эмоционального интеллекта и личной ответственности учащихся. Мероприятие можно рекомендовать как инновационную модель духовно-нравственного воспитания младших школьников на основе культурного наследия народов России.












