СИСТЕМА ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЯ И ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ ЧЕРКЕССКОГО ЯЗЫКА И УРОКА ХИМИИ
Цель урока - выявить педагогические условия формирования положительного отношения обучающихся к родному (черкесскому) языку, как объединяющему человеческому началу, в процессе преподавания предмета химии.
Задачи:
- определить возможности расширения гуманитарного пространства урока химии;
- исследовать возможности увеличения языкового самосознания и культурных потребностей через определенные формы заданий учащимся на уроках химии.
Для осуществления этих задач нами проведен анализ содержания программного материала по химии и определены девять тем, найти привязки к родному (черкесскому) языку. Определены формы работы и задания, которые должны выполнять учащиеся. Разработаны формы оценивания, позволяющие учитывать состояние лексико- грамматического строя речи, звукопроизношения в словах, а также особенности личности ученика.
Основными измерителями, которыми мы пользовались, были следующие:
- развитие функциональной грамотности;
- мотивация к изучению черкесского зыка;
- развитие способности к распознаванию металлов с проведением опытов, иметь представление о химических знаках, их обозначениях и произношении на черкесском языке;
- выполнение заданий на опытах.
Нами также предложена СИСТЕМА ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЯ И ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ ЧЕРКЕССКОГО ЯЗЫКА И УРОКА ХИМИИ.
На уроке основные задачи были реализованы по воспитанию и выработке у обучающихся культуры самостоятельной работы, проявление творческих способностей, дети с интересом демонстрировали владением терминологией на родном (черкесском) языке.
Благодаря этому уроку заметно увеличился словарный запас детей в использовании терминов по химии.
Наука химия является трудной для большинства обучающихся. Поэтому гуманистический смысл деятельности состоит в том, чтобы поддержать творческий потенциал учащихся с самым разным уровнем развития и возможностей. Для этого были выбраны разные пути, позволяющие развивать языковое сознание человека: бессознательно проявляющийся языковой опыт (языковую компетенцию) ученика, а также его эмоционально- оценочное и научное осмысление (рефлексию).
Нами получены следующие результаты:
- увеличился объем прочитанной школьниками информации (включая словари на черкесском языке, терминологические словари по химии, информация, взятая из интернета);
- накоплен банк заданий, позволяющих проводить интегративные взаимосвязи с родным языком. Эти задания не являлись сложными для обучающихся и не приводили к состоянию стресса.
- умело выбирают материалы к опытам, перечисляя название химических элементов на латинском, русском, черкесском.
Соответственно, проведенная работа показала, что решение задачи интегрирования с черкесским языком возможно при любых формах организации учебного процесса, при объяснении нового материала, при проверке и его закреплении. Активация учителем познавательной деятельности учащихся приводит к закономерному явлению - от творчески развивающегося учителя (от самопознания к самореализации) к творчески саморазвивающемуся ученику.