Функциональная грамотность
Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г. Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA)
Функциональная грамотность Леонтьев А.А.: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.]
Функциональная грамотность Новый словарь методических терминов и понятий: «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, Ф.г. есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде» [Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с., С. 342]
Функциональная грамотность Виноградова Н.Ф.: «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности Ребенок должен обладать: - готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …; - возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…; - способностью строить социальные отношения…; - совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…» [Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с. , с. 16–17]
Функциональная грамотность Определение функциональной грамотности в исследовании PISA заложено в основном вопросе, на который отвечает исследование: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?» [PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing, 2019. 308 p.]
Механизмы повышения качества общего образования в России
- Обновление учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях, готовности жить в эпоху перемен
- Целенаправленное повышение квалификации учителей через систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей, в которых требуется кардинальное обновление содержания и методов обучения, направленное на повышение качества и эффективности работы учителей
- Введение комплексного мониторинга образовательных достижений учащихся и качества образования с использованием современных измерителей для комплексной оценки предметных, метапредметных и личностных результатов
- Широкое информирование профессионального сообщества и общественности о результатах и инструментарии международных исследований
Главные детерминанты качества школьного образования
- Качество школьного образования в основном определяется качеством профессиональной подготовки педагогов (по результатам PISA)
- Качество образовательных достижений школьников в основном определяется качеством учебных заданий, предлагаемых им педагогами (по результатам ITL, PISA)
Основной вопрос исследования PISA
- Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?
Анализ результатов PISA помог уточнить природу явления
- Учёт эффекта «ситуационности знаний» требует включения в учебный процесс заданий, сформулированных во внеучебном контексте, без указания (явного или неявного) на способ действий
Российские учащиеся в исследовании PISA показывают низкие результаты
- Поставлена задача попасть в ТОП-10 стран по качеству общего образования
Основные направления формирования функциональной грамотности, разрабатываемые в рамках проекта
- Математическая грамотность
- Читательская грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- Финансовая грамотность
- Глобальные компетенции
- Креативное мышление
Особенности заданий для оценки функциональной грамотности
- Задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний, например, по математике
- В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая понятная учащемуся
- Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни
- Ситуация требует осознанного выбора модели поведения
- Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны
- Требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области (математики, физики и др.) • Используются иллюстрации: рисунки, таблицы.
Основные критерии отбора заданий для формирования и оценки функциональной грамотности
- Наличие ситуационной значимости контекста
- Необходимость перевода условий задачи, сформулированных с помощью обыденного языка, на язык предметной области
- Новизна формулировки задачи, неопределенность в способах решения
Математическая грамотность
- «Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.» PISA-2021
- Особое внимание к оценке математических рассуждений. Новая точка зрения на связь между математическими рассуждениями и решением поставленной проблемы: Для решения проблемы математически грамотный учащийся сначала должен увидеть математическую природу проблемы, представленной в контексте реального мира, и сформулировать ее на языке математики. Это преобразование требует математических рассуждений и, возможно, является центральным компонентом того, что значит быть математически грамотным.
- Компьютерное моделирование
Структура оценки математической грамотности
- Математическое содержание, которое используется в тестовых заданиях (предметное ядро функциональной грамотности): Изменения и зависимости (алгебра) Пространство и форма (геометрия) Неопределенность и данные (ТВ и статистика) Количество (арифметика)
- Когнитивные процессы (составляющие интеллектуальной деятельности), которые описывают, что делает ученик, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с математикой, необходимой для её решения формулировать ситуацию математически применять математические понятия, факты, процедуры интерпретировать, использовать и оценивать результаты рассуждать
- Контекст, в котором представлена проблема. Личная жизнь – Мир человека Общественная жизнь – Мир социума Образование/профессиональная деятельность – Мир профессий Научная деятельность – Мир науки
Недостатки в овладении метапредметными умениями
- работать с нетрадиционным заданием, в частности, с задачей, отличной от текстовой, для которой известен способ решения;
- работать с информацией, представленной в различных формах (текста, таблицы, диаграммы, схемы, рисунка, чертежа)
- отбирать информацию, если задача содержит избыточную информацию; привлекать информацию, использовать личный опыт
- задавать самостоятельно точность данных с учетом условий задачи
- моделировать ситуацию
- размышлять: использовать здравый смысл, перебор возможных вариантов, метод проб и ошибок
- представлять в словесной форме обоснование решения
- находить и удерживать все условия, необходимые для решения и его интерпретации
Читательская грамотность -
- способность человека понимать и использовать письменные тексты,
- размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
- расширять свои знания и возможности,
- участвовать в социальной жизни.
Оценка читательской грамотности
- Находить и извлекать информацию
- Интегрировать и интерпретировать информацию
- Осмысливать и оценивать содержание и форму текста
- Использовать информацию из текста
ВИДЫ ТЕКСТОВ:
- сплошные
- несплошные
- составные
Требования к текстам:
- информационная насыщенность текстового материала;
- отсутствие «привязки» к содержанию разных образовательных областей, представленных в школьном курсе;
- соответствие возрастным особенностям восприятия ученика;
- соответствие читательским и жизненным интересам учеников;
- возможность разработать задания, «готовящие к жизни», на основе данного текстового материала
Описание заданий блока «Читательская грамотность»
- Комплексные задания, объединённые общей темой или проблемой
- Каждый блок включает текст, в котором представлена некоторая ситуация, и от 7 до 10 вопросов различной трудности
- Задания не очень типичны для российской школы, а близки к реальным проблемным ситуациям • Для решения проблемы не требуется специальных предметных знаний, но необходима сформированность общеучебных и интеллектуальных умений
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
- научно объяснять явления;
- понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
- интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Средство оценки естественнонаучной грамотности – специальные задания, “know how” PISA
Эти задания направлены на оценку компетенций, характеризующих естественнонаучную грамотность, и основываются на реальных жизненных ситуациях.
Как использовать задания в учебном процессе?
- Первое, что надо понимать: с какой целью это делается?
- Два полюса: с целью диагностики (включая текущую оценку) или с формирующей целью. Диагностика
Оценка достижения планируемых результатов.
Выявление реальных возможностей учащихся.
Формирующая цель
Различные фазы урока: введение нового материала; актуализация знаний; формирование и развитие умений.
В составе специального естественнонаучного практикума.
Финансовая грамотность
Выработка целесообразных моделей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, связанных с финансами
Формирование представлений о возможных альтернативных решениях личных и семейных финансовых проблем
Развитие умения предвидеть позитивные и негативные последствия выбранного решения
Приобретение опыта использования полученных знаний в практической деятельности, а также в повседневной жизни (Проект Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Требования к предметным результатам. Обществознание)
Финансовая грамотность включает знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятий эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. (Исследование PISA)
Финансовая грамотность Акцент на конкретные повседневные ситуации решения личных и семейных финансовых вопросов В фокусе внимания модели поведения личности в сфере финансов:
- покупка товаров и услуг
- управление семейным бюджетом
- планирование финансовых дел и др.
Финансовая грамотность ОСОБЕННОСТИ ЗАДАНИЙ
- Все задания предъявляются на основе определённой жизненной ситуации, понятной учащимся и похожей на возникающие в повседневной жизни.
- В каждой ситуации действуют конкретные люди, среди которых ровесники учащихся, выполняющих тест, члены их семей, одноклассники, друзья и соседи.
- Обстоятельства, в которые попадают герои описываемых ситуаций, отличаются повседневностью, и варианты предлагаемых героям действий близки и понятны школьникам.
- Ситуация и задачи изложены простым, понятным языком, как правило, немногословно.
- По каждой ситуации предлагается серия заданий-задач, требующих определённых интеллектуальных действий разной степени сложности.
- Ситуации акцентируют вопрос «Как поступить?» и предполагают определение наиболее целесообразной модели поведения с учётом возможных альтернатив.
Глобальная компетентность (глобальные компетенции) - это специфический обособленный ценностно-интегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков. (Коваль Т.В., Дюкова С.Е. ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ - НОВЫЙ КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 4 (61). С. 112-123.)
Глобальная компетентность — это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия (PISA 2018 Assessment and Analytical Framework)
Структура глобальной компетентности
Знания: оцениваются когнитивным тестом
Когнитивные умения: оцениваются когнитивным тестом
Отношения: оцениваются анкетой
Ценности: вне оценивания
Овладение глобальной компетентностью выражается в способности
- критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях;
- осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству
Глобальные компетенции как особый компонент в системе функциональной грамотности
- отсутствие предмета "глобальные компетенции", меж- и метапредметное содержание (география, обществознание, история, биология, иностранный язык ...)
- интегративность не только через содержание школьных предметов, но и через ценности, интериоризированные личностью
- непосредственная ориентация на «мягкие навыки» ("4 к")
Содержательные области
"Глобальные проблемы"
Война и мир, «Север – Юг», изменение климата, мировой океан, вода (дефицит воды, доступ к чистой воде), демографическая проблема (старение, дети), продовольственная проблема, энергетическая и сырьевая проблемы, гендерное равенство, здравоохранение, питание, права человека
"Осознание и понимание межкультурных различий и взаимопонимание"
Семья, природа, образование, здоровье (здравоохранение, питание), традиции и обычаи, человек и государство (права человека)
Условия целенаправленного формирования глобальной компетентности
- Целостность и непрерывность процесса с 5-го по 9-й классы основной школы
- Движение к общим целям и их дифференциация на каждом этапе
- Сочетание образовательных и воспитательных целей и задач
- Учет требований преемственности и последовательного усложнения содержания
- Отбор «знаниевого» содержания производится с учетом возрастных особенностей школьников, накопленных ими контекстных знаний, а также «чувствительных» для российского общества вопросов
- Направленность на достижение метапредметных образовательных результатов
- Необходимость междисциплинарной интеграции учителей
Креативное мышление: понятие
Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение:
- инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных) решений, и/или
- нового знания, и/или
- эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения
Модель оценки креативного мышления в исследовании PISA: оцениваемые тематические области
- Креативное самовыражение письменное или устное художественное, или символическое
- Получение нового знания/ Решение проблем естественнонаучные или математические социальные или межличностные
Креативное мышление: модель оценки
Креативное самовыражение:
- словесное
- визуальное
Получение нового знания/решение проблем:
- научных
- социальных
Оценка и отбор идей
Оценка сильных и слабых сторон идей
Отбор креативных идей
Выдвижение и совершенствование идей
Выдвижение разнообразных идей
Выдвижение креативных идей
Уточнение и совершенствование идей
Нормативные документы
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 14.09.2021 г. №03-1510 «Об организации работы по повышению
функциональной грамотности»
Интернет-ресурсы
Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars.
Вебинары по ФГ
https://youtube.com/playlist?list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO
Презентация Банка заданий ФГ.pdf
Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)
Демонстрационные материалы (instrao.ru)
ФИОКО - Открытые задания PISA (fioco.ru)
ФИОКО - Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (fioco.ru)
РДР Функциональная грамотность 5,7 класс, (20 февраля 2020) • СПб РСОКО (spbcokoit.ru)
Российская электронная школа (resh.edu.ru)
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (fipi.ru)
Банк заданий по функциональной грамотности (prosv.ru)
http://skiv.instrao.ru/ - ФГБНУ «ФИОКО» Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»
Центр оценки качества образования ИСРО РАО http://www.centeroko.ru/
https://media.prosv.ru/ «Просвещение» портал Российский учебник
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti ФГБНУ ФИПИ
КОМПЛЕКТ КЕЙСОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ (ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ) ГРАМОТНОСТИ
КОМПЛЕКТ КЕЙСОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ (МАТЕМАТИЧЕСКОЙ) ГРАМОТНОСТИ
КОМПЛЕКТ КЕЙСОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ (ЧИТАТЕЛЬСКОЙ) ГРАМОТНОСТИ
Результаты Региональной оценки по модели PISA-2022