nachodki.ru интернет-магазин

ЗАНЯТИЕ «ДИАГНОСТИКА ИНТЕРЕСОВ И СКЛОННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ»

1     Одной из  задач при разработке и реализации инновационной модели  психолого–педагогического сопровождения одаренных детей является активизация профессионального самоопределения.

Диагностика профессиональных интересов и склонностей школьников — важнейший компонент профильного обучения — предъявляет высокие требования к психодиагностическому инструментарию.

30.01.2025 года педагог-психолог Байчорова Ф.М. провела занятие с учащимися девятых классов по диагностике интересов и склонностей.

Цель диагностики — не только сбор информации об учащихся для принятия обоснованного решения о выборе профиля обучения, но и активизация профессионального самоопределения.

Задачи:

1) помощь в осознании одаренными и способными детьми своих профессиональных мотивов, жизненных ценностей;

2) проведение диагностики интересов (методика «Профиль»);

3) проведение диагностики склонностей («Опросник профессиональных склонностей»).

Специфика восприятия современных подростков, новые социально-экономические условия, задачи профильного обучения потребовали пересмотра не только содержания вопросов и заданий, но и структуры методик, формы их предъявления. Неуклонно снижается уровень развития вербального интеллекта, эрудиции, меняются приоритеты и жизненные ценности. Новые формулировки методик учитывают эти реалии.

У каждого ученика были бланки и опросники. Школьники с большим интересом выполнили задания, дающие возможность лучше узнать себя. Именно этот интерес является гарантией достоверности результатов. На занятии прошла краткая  мотивационная беседа, в которой педагог-психолог сообщила о целях и задачах предстоящей работы.

Важно, чтобы ребята не воспринимали эту работу как экзамен, от которого зависит их будущее. Педагог-психолог обратила внимание ребят на то, что решение о выборе профиля обучения будет ими приниматься самостоятельно, а ее задача— помочь сделать правильной выбор на основе самодиагностики, успех которой во многом зависит от искренности и объективности самих школьников.

Методики предполагают самостоятельную обработку на занятии.

Проведение  каждой методики  занимает 15–20 минут. Эти методики зачитывались, потому что здесь важна первая реакция. Быстрый темп не даст возможности обсуждать и комментировать вопросы. После того как ребята подсчитали число баллов и записали их в пустых клетках, психолог рассказывала, что каждая строка — это направление профессиональной деятельности (фактически это — десять профилей обучения). Чем больше баллов, тем выше интерес к этому виду деятельности.

В конце работы психолог поинтересовалась, у кого результаты совпали с собственными представлениями о себе. Те, у кого совпали, радуются. Спросила, у кого результаты методики не совпали со своими интересами, и пояснила, что это — еще более ценный результат, потому что открывает новые возможности и варианты, расширяет представление о себе.

В каждом классе есть немало учеников, показывающих слабый интерес ко всем направлениям. Хотя по одной методике нельзя делать определенных выводов, на этих ребят следует обратить внимание, потому что у них могут быть проблемы с самооценкой, низкая мотивация. Учащиеся с высокими баллами по нескольким шкалам нередко испытывают другие трудности — не могут выбрать из нескольких вариантов. Дальнейшая диагностика может сузить их поле выбора, однако надо отдавать себе отчет, что групповая форма работы не может помочь всем — есть более сложные случаи, которые могут рассматриваться только в ходе индивидуальной профконсультации.