«СТАТУС ЖЕНЩИНЫ В СИСТЕМЕ АДЫГЭ ХАБЗЭ»
19.10.2024 г. в «МБОУ «СОШ а. Али-Бердуковский им. Джамбекова С.Г.» в 4 классе было проведено внеклассное мероприятие «Статус женщины в системе адыгэ хабзэ» учителем начальных классов Хутовой Саидой Алиевной на черкесском языке .
Цели:
- познакомить учеников с образом черкешенки;
- познакомиться с образами черкешенок в мировой истории и литературе;
- познакомить учеников с творчеством современных адыгских женщин, работающих в этностиле.
Задачи:
- приобщение учащихся к культуре своего черкесского народа;
- знакомство с героиней нартского эпоса адыгов и мастерицей по золотому шитью;
- познакомить учащихся по видеосвязи с автором проекта «Адыгские мотивы в индустрии моды».
Были использованы следующие методы:
1) исторический;
2) литературный (нартский эпос, легенды из устного народного творчества адыгов);
3) интернет;
4) презентация к уроку (коллекция футболок с изображением персонажей – Адиюх, Сатаней, Даханаго);
На уроке реализованы все поставленные цели и задачи. Учитель смогла
увлечь детей в мир древней и современной адыгской культуры.
К презентации учитель подготовил видеоролики на каждый образ. Приводила примеры о подлинной красоте и понятия «ДАХЭ», что оно подразумевает не только внешнюю, но и внутреннюю красоту человека. Использовала исторические данные и отзывы иностранных путешественников о дивной красоте черкешенок, их статусе.
Учащиеся узнали, что прекрасный образ черкешенки-своеобразный гимн женской красоты. На примере судеб, которые обрели мировую известность, учитель рассказала о талантливости и духовной жизнестойкости женщин. Учащиеся также посмотрели передачу Наима Итляшева в программе «Мнение», рассказала о феномене образа черкешенки в мировой истории и литературе.
Инновационность данного урока заключается в использовании виртуальной экскурсии (Петербургский Пушкинский Дом). Дети на расстоянии смогли увидеть, где хранятся изображения черкешенок, сделанные в 1840-х годах неизвестным художником. Углубиться в историко-культурное наследие черкесского народа.
Использование черкесского языка в процессе обучения способствует развитию языковой компетенции учащихся, а включение в урок элементов устного народного творчества и нартского эпоса делает его междисциплинарным. Такой инновационный подход повышает вовлеченность учащихся в усвоение материала. Инновации помогают обеспечить наглядность, большой объем информации.