УВАЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СТАРШИМ
В рамках реализации проекта РИП «В каждой школе этнокласс» в МБОУ «СОШ а. Хабез им. Арашукова Р. Р.» по модулю внеурочной деятельности «Адыгский этикет» 18.11.2025 г. в 6 «В» этноклассе прошел урок по теме «Уважительное отношение к старшим».
Цель:
- ознакомление с нормами поведения адыгов по отношению к старшему поколению;
- разбор высказываний Жабаги Казанокова «Зи щхьэм пщ1э хуэзыщ1ым, нэхъыжьми пщ1э хуищ1ынущ»
- возрождение, сохранение и дальнейшее развитие адыгской культуры.
Задачи:
- познакомить учащихся с историческими особенностями адыгского речевого этикета;
-исследовать национальную специфику речевого этикета, провести сравнительный анализ типичных формул речевого этикета в адыгском и русском языках;
- научить демонстрировать уважение к старшим на дороге, в помещении, на мероприятиях, в обществе.
Уважение к старшим у адыгов строго зафиксировано в хабзэ — своде неписаных законов (обычаев). Этот принцип проявляется в поведении младших, в обращении к старшим и в фольклоре.
Затронули правила поведения:
- младшим в присутствии старшихвменяется в долг проявлять скромность. Хвастовство, бахвальство и пространные речи о своей персоне считаются грубым нарушением этикета.
- нельзя заговаривать со старшим первыми, перебивать его, обгонять, пересекать дорогу старшему.
- младшему строго воспрещалось окликать старшего— чтобы привлечь внимание старшего, нужно было войти в поле зрения последнего и затем уже обращаться к нему. Учащиеся демонстрировали уважение к старшим на дороге и в помещении. Такие наглядные виды работы с детьми приносят больше пользы и легче запоминать.
- Предметом исследования стали пять тематических групп формул речевого этикета: приветствие, прощание, обращение, извинение и благодарность.Эти группы являются основными , самыми употребляемыми и необходимыми в межличностной коммуникации.
