Компоненты, модули, шаблоны и другие Расширения Joomla

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ  ЗАВИСИМОГО НАСЕЛЕНИЯ XVIII-XIX ВВ

8        В рамках реализации проекта РИП «В каждой школе этнокласс» в МБОУ «СОШ а. Хабез имени Арашукова Р.Р.» по модулю учебного предмета История 28.02.2025 года в 8 «б» этнографического класса прошел урок по теме: «Основные категории зависимого населения в XVIII-XIX вв ».

Цели:

  • познакомить учащихся с развитием хозяйства, какие происходили изменения в социальных отношениях адыгов;
  • расширить кругозор учащихся;
  • выявить педагогические условия формирования положительного отношения обучающихся к родному (черкесскому) языку, как объединяющему человеческому началу, в процессе преподавания предмета истории.

Задачи:

  • расширить представления учащихся об истории своего народа;
  • обобщить имеющиеся знания о своём народе и его происхождении;
  • прививать учащимся культуру и образа жизни, своего народа;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • осуществление межпредметных связей;
  • исследовать возможности увеличения языкового самосознания и культурных потребностей учащимся на уроках истории.

В рассматриваемое время среди адыгов господствовали раннефеодальные отношения, характеризовавшиеся наличием господствующих и эксплуатируемых классов - сословий.

На уроке предложена система взаимопроникновения и переплетения черкесского языка и урока истории.

На этом уроке дети узнали, что   Социально-экономические привилегии обеспечивали пши и господствующую политическую власть. Пши со своим уделом, населенным зависимыми от него орками и крестьянами различных степеней и категорий, играл во второй половине XVIII века важнейшую роль в жизни адыгских народов Закубанья. Используя свое право наделять подвластных «орктыном» ("дворянский дар"), куда входили земля, верховой конь, огнестрельное и холодное оружие, а также другие дорогие вещи, пши комплектовал, а затем и обновлял придворный персонал, а также военную дружину, опираясь на которых он и поддерживал свое господство.

Соответственно, проведенная работа показала, что решение задачи интегрирования с черкесским языком возможно при любых формах организации учебного процесса, при объяснении нового материала, при проверке и его закреплении. Активация учителем познавательной деятельности учащихся приводит к закономерному явлению - от творчески развивающегося учителя (от самопознания к самореализации) к творчески саморазвивающемуся ученику.

Провела учитель истории Нахушева А.М.