Шаблоны Joomla здесь

СИСТЕМА ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЯ И ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ ЧЕРКЕССКОГО ЯЗЫКА И УРОКА ХИМИИ

1     В рамках реализации проекта РИП «В каждой школе этнокласс» в МБОУ «СОШ а. Хабез имени Арашукова Р.Р.» по модулю учебного предмета Химия 02.10. 2024 года в 8 «б» этнографического класса прошел урок по теме: «ЗНАКИ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ».

Цель урока - выявить педагогические условия формирования положительного отношения обучающихся к родному (черкесскому) языку, как объединяющему человеческому началу, в процессе преподавания предмета химии.

Задачи:

  • определить возможности расширения гуманитарного пространства урока химии;
  • исследовать возможности увеличения языкового самосознания и культурных потребностей через определенные формы заданий учащимся на уроках химии.

Для осуществления этих задач нами проведен анализ содержания программного материала по химии и определены девять тем, найти привязки к родному (черкесскому) языку. Определены формы работы и задания, которые должны выполнять учащиеся. Разработаны формы оценивания, позволяющие учитывать состояние лексико- грамматического строя речи,  звукопроизношения  в словах, а также особенности личности ученика.

Основными измерителями, которыми мы пользовались, были следующие:

  • развитие функциональной грамотности;
  • мотивация к изучению черкесского зыка;
  • развитие способности к распознаванию металлов с проведением опытов, иметь представление о химических знаках, их обозначениях и произношении на черкесском языке;
  • выполнение заданий на опытах.

Нами также предложена СИСТЕМА ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЯ И ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ ЧЕРКЕССКОГО ЯЗЫКА И УРОКА ХИМИИ.

На уроке основные задачи были реализованы по воспитанию и выработке у обучающихся культуры самостоятельной работы, проявление творческих способностей, дети с интересом демонстрировали владением терминологией на родном (черкесском) языке.

Благодаря этому уроку заметно увеличился словарный запас детей в использовании терминов по химии.

Наука химия является трудной для большинства обучающихся. Поэтому гуманистический смысл деятельности состоит в том, чтобы поддержать творческий потенциал учащихся с самым разным уровнем развития и возможностей. Для этого были выбраны разные пути, позволяющие развивать языковое сознание человека: бессознательно проявляющийся языковой опыт (языковую компетенцию) ученика, а также его эмоционально- оценочное и научное осмысление (рефлексию).

Нами получены следующие результаты:

  • увеличился объем прочитанной школьниками информации (включая словари на черкесском языке, терминологические словари по химии, информация, взятая из интернета);
  • накоплен банк заданий, позволяющих проводить интегративные взаимосвязи с родным языком. Эти задания не являлись сложными для обучающихся и не приводили к состоянию стресса.
  • умело выбирают материалы к опытам, перечисляя название химических элементов на латинском, русском, черкесском.

Соответственно, проведенная работа показала, что решение задачи интегрирования с черкесским языком возможно при любых формах организации учебного процесса, при объяснении нового материала, при проверке и его закреплении. Активация учителем познавательной деятельности учащихся приводит к закономерному явлению - от творчески развивающегося учителя (от самопознания к самореализации) к творчески саморазвивающемуся ученику.

1.1 1.3 1.5 1.6 1.7 1.9 1.10