Статьи и обзоры nachodki.ru

Функциональная грамотность

      Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г. Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA)

      Функциональная грамотность Леонтьев А.А.: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.]

      Функциональная грамотность Новый словарь методических терминов и понятий: «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, Ф.г. есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде» [Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с., С. 342]

      Функциональная грамотность  Виноградова Н.Ф.: «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности Ребенок должен обладать: - готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …; - возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…; - способностью строить социальные отношения…; - совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…» [Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с. , с. 16–17]

      Функциональная грамотность Определение функциональной грамотности в исследовании PISA заложено в основном вопросе, на который отвечает исследование: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?» [PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing, 2019. 308 p.]

      Механизмы повышения качества общего образования в России

  1. Обновление учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях, готовности жить в эпоху перемен
  2. Целенаправленное повышение квалификации учителей через систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей, в которых требуется кардинальное обновление содержания и методов обучения, направленное на повышение качества и эффективности работы учителей
  3. Введение комплексного мониторинга образовательных достижений учащихся и качества образования с использованием современных измерителей для комплексной оценки предметных, метапредметных и личностных результатов
  4. Широкое информирование профессионального сообщества и общественности о результатах и инструментарии международных исследований

      Главные детерминанты качества школьного образования

  • Качество школьного образования в основном определяется качеством профессиональной подготовки педагогов (по результатам PISA)
  • Качество образовательных достижений школьников в основном определяется качеством учебных заданий, предлагаемых им педагогами (по результатам ITL, PISA)

      Основной вопрос исследования PISA

  • Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?

      Анализ результатов PISA помог уточнить природу явления

  • Учёт эффекта «ситуационности знаний» требует включения в учебный процесс заданий, сформулированных во внеучебном контексте, без указания (явного или неявного) на способ действий

      Российские учащиеся в исследовании PISA показывают низкие результаты

  • Поставлена задача попасть в ТОП-10 стран по качеству общего образования

      Основные направления формирования функциональной грамотности, разрабатываемые в рамках проекта

  • Математическая грамотность
  • Читательская грамотность
  • Естественнонаучная грамотность
  • Финансовая грамотность
  • Глобальные компетенции
  • Креативное мышление

      Особенности заданий для оценки функциональной грамотности

  • Задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний, например, по математике
  • В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая понятная учащемуся
  • Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни
  • Ситуация требует осознанного выбора модели поведения
  • Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны
  • Требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области (математики, физики и др.) • Используются иллюстрации: рисунки, таблицы.

      Основные критерии отбора заданий для формирования и оценки функциональной грамотности

  • Наличие ситуационной значимости контекста
  • Необходимость перевода условий задачи, сформулированных с помощью обыденного языка, на язык предметной области
  • Новизна формулировки задачи, неопределенность в способах решения

     Математическая грамотность

  • «Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.» PISA-2021
  • Особое внимание к оценке математических рассуждений. Новая точка зрения на связь между математическими рассуждениями и решением поставленной проблемы: Для решения проблемы математически грамотный учащийся сначала должен увидеть математическую природу проблемы, представленной в контексте реального мира, и сформулировать ее на языке математики. Это преобразование требует математических рассуждений и, возможно, является центральным компонентом того, что значит быть математически грамотным.
  • Компьютерное моделирование

      Структура оценки математической грамотности

  • Математическое содержание, которое используется в тестовых заданиях (предметное ядро функциональной грамотности): Изменения и зависимости (алгебра) Пространство и форма (геометрия) Неопределенность и данные (ТВ и статистика) Количество (арифметика)
  • Когнитивные процессы (составляющие интеллектуальной деятельности), которые описывают, что делает ученик, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с математикой, необходимой для её решения формулировать ситуацию математически применять математические понятия, факты, процедуры интерпретировать, использовать и оценивать результаты рассуждать
  • Контекст, в котором представлена проблема. Личная жизнь – Мир человека Общественная жизнь – Мир социума Образование/профессиональная деятельность – Мир профессий Научная деятельность – Мир науки

      Недостатки в овладении метапредметными умениями

  • работать с нетрадиционным заданием, в частности, с задачей, отличной от текстовой, для которой известен способ решения;
  • работать с информацией, представленной в различных формах (текста, таблицы, диаграммы, схемы, рисунка, чертежа)
  • отбирать информацию, если задача содержит избыточную информацию; привлекать информацию, использовать личный опыт
  • задавать самостоятельно точность данных с учетом условий задачи
  • моделировать ситуацию
  • размышлять: использовать здравый смысл, перебор возможных вариантов, метод проб и ошибок
  • представлять в словесной форме обоснование решения
  • находить и удерживать все условия, необходимые для решения и его интерпретации

      Читательская грамотность -

  • способность человека понимать и использовать письменные тексты,
    • размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
    • расширять свои знания и возможности,
    • участвовать в социальной жизни.

      Оценка читательской грамотности

  1. Находить и извлекать информацию
  2. Интегрировать и интерпретировать информацию
  3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста
  4. Использовать информацию из текста

      ВИДЫ ТЕКСТОВ:

  • сплошные
  • несплошные
  • составные

      Требования к текстам:

  • информационная насыщенность текстового материала;
  • отсутствие «привязки» к содержанию разных образовательных областей, представленных в школьном курсе;
  • соответствие возрастным особенностям восприятия ученика;
  • соответствие читательским и жизненным интересам учеников;
  • возможность разработать задания, «готовящие к жизни», на основе данного текстового материала

      Описание заданий блока «Читательская грамотность»

  • Комплексные задания, объединённые общей темой или проблемой
  • Каждый блок включает текст, в котором представлена некоторая ситуация, и от 7 до 10 вопросов различной трудности
  • Задания не очень типичны для российской школы, а близки к реальным проблемным ситуациям • Для решения проблемы не требуется специальных предметных знаний, но необходима сформированность общеучебных и интеллектуальных умений

      Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

      Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

  • научно объяснять явления;
  • понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
  • интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

      Средство оценки естественнонаучной грамотности – специальные задания, “know how” PISA

      Эти задания направлены на оценку компетенций, характеризующих естественнонаучную грамотность, и основываются на реальных жизненных ситуациях.

      Как использовать задания в учебном процессе?

  • Первое, что надо понимать: с какой целью это делается?
  • Два полюса: с целью диагностики (включая текущую оценку) или с формирующей целью. Диагностика

      Оценка достижения планируемых результатов.

      Выявление реальных возможностей учащихся.

      Формирующая цель

      Различные фазы урока: введение нового материала; актуализация знаний; формирование и развитие умений.

      В составе специального естественнонаучного практикума.

      Финансовая грамотность

      Выработка целесообразных моделей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, связанных с финансами

      Формирование представлений о возможных альтернативных решениях личных и семейных финансовых проблем

      Развитие умения предвидеть позитивные и негативные последствия выбранного решения

      Приобретение опыта использования полученных знаний в практической деятельности, а также в повседневной жизни (Проект Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Требования к предметным результатам. Обществознание)

      Финансовая грамотность включает знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятий эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. (Исследование PISA)

      Финансовая грамотность Акцент на конкретные повседневные ситуации решения личных и семейных финансовых вопросов В фокусе внимания модели поведения личности в сфере финансов:

  • покупка товаров и услуг
  • управление семейным бюджетом
  • планирование финансовых дел и др.

      Финансовая грамотность ОСОБЕННОСТИ ЗАДАНИЙ

  • Все задания предъявляются на основе определённой жизненной ситуации, понятной учащимся и похожей на возникающие в повседневной жизни.
  • В каждой ситуации действуют конкретные люди, среди которых ровесники учащихся, выполняющих тест, члены их семей, одноклассники, друзья и соседи.
  • Обстоятельства, в которые попадают герои описываемых ситуаций, отличаются повседневностью, и варианты предлагаемых героям действий близки и понятны школьникам.
  • Ситуация и задачи изложены простым, понятным языком, как правило, немногословно.
  • По каждой ситуации предлагается серия заданий-задач, требующих определённых интеллектуальных действий разной степени сложности.
  • Ситуации акцентируют вопрос «Как поступить?» и предполагают определение наиболее целесообразной модели поведения с учётом возможных альтернатив.

 

      Глобальная компетентность (глобальные компетенции) - это специфический обособленный ценностно-интегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков. (Коваль Т.В., Дюкова С.Е. ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ - НОВЫЙ КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 4 (61). С. 112-123.)

      Глобальная компетентность — это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия (PISA 2018 Assessment and Analytical Framework)

      Структура глобальной компетентности 

      Знания: оцениваются когнитивным тестом

      Когнитивные умения: оцениваются когнитивным тестом

      Отношения: оцениваются анкетой

      Ценности: вне оценивания

      Овладение глобальной компетентностью выражается в способности

  • критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях;
  • осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды;
  • вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству

      Глобальные компетенции как особый компонент в системе функциональной грамотности 

  •  отсутствие предмета "глобальные компетенции", меж- и метапредметное содержание (география, обществознание, история, биология, иностранный язык ...)
  •  интегративность не только через содержание школьных предметов, но и через ценности, интериоризированные личностью
  •  непосредственная ориентация на «мягкие навыки» ("4 к")

      Содержательные области

      "Глобальные проблемы"

      Война и мир, «Север – Юг», изменение климата, мировой океан, вода (дефицит воды, доступ к чистой воде), демографическая проблема (старение, дети), продовольственная проблема, энергетическая и сырьевая проблемы, гендерное равенство, здравоохранение, питание, права человека

      "Осознание и понимание межкультурных различий и взаимопонимание"

      Семья, природа, образование, здоровье (здравоохранение, питание), традиции и обычаи, человек и государство (права человека)

      Условия целенаправленного формирования глобальной компетентности

  • Целостность и непрерывность процесса с 5-го по 9-й классы основной школы
  • Движение к общим целям и их дифференциация на каждом этапе
  • Сочетание образовательных и воспитательных целей и задач
  • Учет требований преемственности и последовательного усложнения содержания
  • Отбор «знаниевого» содержания производится с учетом возрастных особенностей школьников, накопленных ими контекстных знаний, а также «чувствительных» для российского общества вопросов
  • Направленность на достижение метапредметных образовательных результатов
  • Необходимость междисциплинарной интеграции учителей

      Креативное мышление: понятие

      Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение:

  •  инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных) решений, и/или
  •  нового знания, и/или
  •  эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения

      Модель оценки креативного мышления в исследовании PISA: оцениваемые тематические области

  • Креативное самовыражение письменное или устное художественное, или символическое
  • Получение нового знания/ Решение проблем естественнонаучные или математические социальные или межличностные

      Креативное мышление: модель оценки

      Креативное самовыражение:

  •  словесное
  •  визуальное

      Получение нового знания/решение проблем:

  • научных
  • социальных

      Оценка и отбор идей

      Оценка сильных и слабых сторон идей

      Отбор креативных идей

      Выдвижение и совершенствование идей

      Выдвижение разнообразных идей

      Выдвижение креативных идей

      Уточнение и совершенствование идей

 

      Нормативные документы

     Приказ Рособрнадзора №590, Минпросвещения России №219 от 06.05.2019 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»

      Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26.01.2021 г. №ТВ-94/04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

       Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 14.09.2021 г. №03-1510 «Об организации работы по повышению
функциональной грамотности»

     Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 15.09.2021 г. №АЗ-581/03 «Об организации работы по повышению качества образования в субъектах Российской Федерации»

     Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17.09.2021 г. №03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»

      Письмо ФГБУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» от 17.09.2021 г. №01-09/285 «О создании региональных команд по формированию функциональной грамотности обучающихся»

     Письмо Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики от 16.09.2021 г. №770 «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных на территории Карачаево-Черкесской Республики, на 2021/2022 учебный год»

     Письмо Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики от 06.10.2021 г. №5840 по реализации Плана функциональной грамотности

 

      Интернет-ресурсы

      Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars.

      Вебинары по ФГ

https://youtube.com/playlist?list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO

Циклограмма проведения Всероссийского семинара "ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ" ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ КОМАНД В 2021-2022 УЧЕБНОМ ГОДУ - Google Таблицы

Презентация Банка заданий ФГ.pdf

      Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)

Банк заданий (instrao.ru)

Демонстрационные материалы (instrao.ru)

ФИОКО - Открытые задания PISA (fioco.ru)

ФИОКО - Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (fioco.ru)

10120.pdf (center-imc.ru)

РДР Функциональная грамотность 5,7 класс, (20 февраля 2020) • СПб РСОКО (spbcokoit.ru)

... (resh.edu.ru)

Российская электронная школа (resh.edu.ru)

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (fipi.ru)

Банк заданий по функциональной грамотности (prosv.ru)

http://skiv.instrao.ru/ - ФГБНУ «ФИОКО» Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»

Центр оценки качества образования ИСРО РАО http://www.centeroko.ru/

https://media.prosv.ru/   «Просвещение» портал Российский учебник

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti ФГБНУ ФИПИ

КОМПЛЕКТ КЕЙСОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ (ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ) ГРАМОТНОСТИ

КОМПЛЕКТ КЕЙСОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ (МАТЕМАТИЧЕСКОЙ) ГРАМОТНОСТИ

КОМПЛЕКТ КЕЙСОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ (ЧИТАТЕЛЬСКОЙ) ГРАМОТНОСТИ

Результаты Региональной оценки по модели PISA-2022

 

Наши партнеры

partner2                     fsn ppi gosuslugi2
Есть вопрос?