ЭТО ИНТЕРЕСНО … РОССИЙСКОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОСНОВАНО НА СОЧЕТАНИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
ИСТОРИЯ традиционно считается одним из важнейших предметов гуманитарного цикла. На её уроках ребята не только узнают многочисленные факты, но и УЧАТСЯ СРАВНИВАТЬ, АНАЛИЗИРОВАТЬ, А ЗНАЧИТ – МЫСЛИТЬ.
Благодаря ИСТОРИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ существует преемственность поколений, формируется сознание учеников, их гражданская и политическая культура. Однако школьный курс истории неоднократно пересматривался в связи с новыми событиями и подходами.
Традиции российского исторического образования основаны на сочетании преемственности – с одной стороны, и новаций – с другой. История в школе всегда была тесно связана с политикой, поэтому смена режима неизменно накладывала отпечаток на преподавание этого важного предмета.
Исследователи говорят о парном характере преобразований, когда после реформы образования неизменно осуществлялась контрреформа, направленная на возвращение к традиционным ориентирам, хотя и несколько модернизированным в соответствии с новой социально-политической ситуацией.
Так, после революции 1917 г. правительство принялось за разрушение старой системы образования. Начался путь строительства советской школы. Эта задача предусматривала введение идеологии, а значит, важно было уделить внимание такой ШКОЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ как ИСТОРИЯ.
Коренные изменения в содержании образования произошли в 1923 г., когда были введены комплексные программы. Самостоятельные курсы истории в школах были упразднены, а в младших и средних классах рассматривались отдельные темы по истории изучаемых явлений. В старших классах изучали обществоведение, которое включало элементы исторических знаний.
Важно отметить, что первые советские учебники истории отличались невысоким уровнем изложения материала. Они содержали элементы учения К. Маркса, излагали историю социалистической революции и первых лет Советского государства.
К началу 1930-х гг. школьное историческое образование серьёзно перестраивалось. ПРЕДМЕТНОЕ ПРЕПОДАВАНИЕ ВОССТАНАВЛИВАЛО ИСТОРИЮ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ, но систематического курса истории не было.
Важным этапом было постановление «О преподавании гражданской истории в школах СССР» в 1934 г. Этот документ повлёк за собой реформы в школьном и вузовском историческом образовании.
В постановлении содержалась целая система, которая помогала ВЫВЕСТИ ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ НА ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ. Ее основная структура выглядела следующим образом:
- изложение исторического материала в хронологической последовательности;
- сообщение учащимся конкретных фактов и событий в живой, наглядной и доступной форме с характеристиками исторических деятелей;
- разбор и обобщение исторических фактов и явлений, подводящие к марксистско-ленинскому пониманию закономерностей исторического процесса.
В 1940-е гг. происходит дальнейшее развитие исторического образования. Она стало строго регламентированным и идеологически выверенным, а обществоведческую составляющую фактически вытеснили, как идейно опасную.
Хрущевская реформа образования 1950-х гг. обратила ВНИМАНИЕ НА СВЯЗЬ ИСТОРИИ С ЖИЗНЬЮ.
С этой целью было введено преподавание НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ.
Крупным событием школьной жизни явилось введение в начале 1960-х гг. нового предмета «ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ», который выходил за рамки исторического образования, но был связан с ним и способствовал более обобщению исторических знаний.
На смену этим преобразованиям пришла контрреформа середины 1960–1970-х гг., которая стабилизировала систему исторического образования:
- создавались усовершенствованные учебники и программы;
- появились спецкурсы, профильные школы и факультативы.
Реформы начала 1990-х гг. трансформировали историческое образование: стала распадаться его советская централизованная система. Началось строительство НОВОЙ СИСТЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ.
В стране появились вариативные учебники и программы, а учителя получили полную свободу выбора. Так ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПОСТЕПЕННО СТАЛО ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫМ И МНОГООБРАЗНЫМ.
В XXI в. идет новый этап МОДЕРНИЗАЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Оно рассматривается как ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА, состоящая из двух компонентов – школьного и вузовского.
На современном этапе в школьном историческом образовании продолжается поиск методологических подходов в преподавании, но главными ориентирами являются ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ СТАНДАРТ И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ, в соответствии с которыми выстраивается инвариантная часть рабочих программ по истории.
ИСТОРИЯ РОССИИ изучается как неотъемлемая часть ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ, делается акцент на приближение предмета к насущным запросам современности. В преподавание предмета включаются элементы ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ, ориентация учеников на поиск идентичности в современном мире, на уважение к другим народам.
В 2022 г. в учебном процессе произошли важные изменения. Так, теперь ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ВВЕДЕНО С 1-ГО КЛАССА.
Историческая составляющая теперь на уроках русского языка, окружающего мира, основах религиозных культур и светской этики. Также проводиться киноуроки на исторические темы. С данными инициативами выступили Министерство просвещения и Российское историческое общество.
«ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ – связующая нить, передающая социальный опыт из поколения в поколение, ключевой инструмент формирования гражданской идентичности. Знание прошлого помогает обеспечивать диалог культур и цивилизаций, поддерживать атмосферу доверия в межгосударственных отношениях», – отметил председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин.
Происходят изменения и в вузовском историческом образовании. Министерство науки и высшего образования РФ утвердило приказ от 19 июля 2022 г. «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования», который устанавливает обязательный минимум зачётных единиц на изучение дисциплины «История России» в вузах (не менее 4 зачетных единиц – 144 часа). А 7 октября 2022 года состоялся Первый национальный форум преподавателей истории в Тобольске, проводившийся по инициативе Минобрнауки России и Российского исторического общества. Мероприятие объединило более 100 преподавателей вузов из разных регионов страны, на нем были намечены перспективные направления исторического образования в вузах.
ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ переживает серьезную трансформацию, которая вполне объяснима, если оглянуться назад. Содержание школьного и вузовского предмета «История» расширяется с учетом меняющейся политической ситуации. Наши школьники не должны ограничиваться делами «давно минувших дней», им нужно понимать последние события в свете патриотизма и активной гражданской позиции.