РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ НА НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЯХ
20 февраля 2024 года в РГБУ ДПО «Карачаево-Черкесский республиканский институт повышения квалификации работников образования» состоялся круглый стол «Роль семьи и школы в воспитании детей на народных традициях», посвященный Международному дню родного языка и Году семьи.
С приветственным словом к участникам круглого стола обратилась проректор по цифровой трансформации и стратегическому развитию образования Абдокова Лариса Заудиновна, акцентировав внимание на том, что величайшее богатство народа - его язык, в изучении, развитии и сохранении которого неоценимую роль играет каждый учитель.
Борис Тагирович Кашароков, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой филологического образования обратился к участникам мероприятия со словами о том, что нельзя сегодня разделять языки и нации. В нашей республике у детей есть уникальная возможность знать не только свой родной язык, но и изучать, понимать язык друга, а это как минимум 5 языков: абазинский, карачаевский, ногайский, русский и черкесский.
Фатима Таугериевна Мамева, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой карачаево-балкарского и ногайского языков и литератур рассказала об использование этнокультурного компонента и фолькора народа на уроках родного языка и литературы и во внеурочное время в целях духовно-нравственного воспитания школьников.
Биляль Магометодвич Хасароков, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой кабардино-черкесского и абазинского языков и литератур внимание участников обратил на этнокультуру как содержательный компонент учебно-методических комплексов по родным языкам и литературам.
Участники встречи обсудили вопросы:
изучения родных языков и литератур народов Карачаево-Черкесской Республики в системе образования;
определили роли семьи и школы в воспитании детей;
рассмотрели вопросы актуализации народных традиций и обычаев как основы воспитания, изучения и сохранения родных языков.
РАСЬЯТ ИСМАИЛОВНА ЧЕРКЕСОВА, учитель родного черкесского языка и литературы МКОУ «СОШ а. Хабез им. Арашукова Р. Р.» поделилась богатейшим опытом по привитию любви к своему родному языку, акцентировала внимание на работу с учениками как в урочной, так и внеурочной деятельности. Изучение родного языка необходимо начинать еще в дошкольных учреждениях и продолжать в школе.
Сегодня ведется активная работа по привлечению не только детей, но и их родителей. В этой связи проводятся 2 конкурса «ЕНУ БЗЭРАБЗЭ, СИ АДЫГЭБЗЭ!» - на лучшую декламацию стихотворения на адыгском языке и конкурс «АДЫГЭ УНАГЪУЭ ХЬЭЛЭМЭТ», в котором участники на Адыгском языке должны рассказать и показать, как в их семье:
сохраняется родной язык, на каком уровне используются Адыгский язык и Адыгэ Хабзэ в их семье.
Организатором конкурсов является ФОНД «ЧЕРКЕССКИЙ ЦЕНТР» при поддержке администрации Хабезского муниципального района, отдела культуры и образования Хабезского муниципального района под эгидой Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики.
Кулина Ибрагимовна Умарова поделилась с молодыми учителями богатейшим опытом и рассказала о той работе, которую она проводит со своими учениками. Акцентировала внимание на внеурочной деятельности и духовно-нравственном воспитании учеников.
Большой интерес участники проявили к выступлениям учителей родных языков и литератур Д.К.-М. Бештаовой (ногайский язык) – МКОУ «Гимназия № 5 г. Черкесска», участниц Всероссийского конкурса «Лучший учитель родного языка и литературы» Фатимы Басиятовны Лайпановой (карачаевский язык) – МБОУ «СОШ № 1 г. Карачаевска им. Д. К. Байрамукова» и Иды Александровны Дахчуковой (абазинский язык) – МБОО «Центр образования им. В. Г. Ардзинба а. Кара-Паго».
Мадина Давлетовна Тхагалегова, руководитель РУМО по родному абазинскому языку и литературе, учитель родного абазинского языка и литературы МКОУ «Лицей № 15 г. Черкесска» и просто мама обратила внимание на важный аспект, а именно, на взаимодействие семьи и школы в воспитании учащихся. Очень важно, чтобы в процессе изучения родного языка активное участие принимали и родители, папа и мама.
На круглом столе были обозначены и достижения в сфере национального образования. Участники имели возможность высказать своё мнение, предложение и поделиться опытом. Состоялся активный обмен опытом по реализации этнокультурных и инновационных проектов и инициатив в урочной и внеурочной деятельности в общеобразовательных и дошкольных учреждениях.
Участники круглого стола сошлись во мнении, что в текущем году, объявленном Годом семьи, подобные встречи приобретают особую значимость и должны стать регулярными.