ЭКСПЕРТ ДАЛ ШКОЛЬНИКАМ СОВЕТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ
Эксперт Мушта: при подготовке к итоговому собеседованию НУЖНО ЧИТАТЬ ТЕКСТЫ ВСЛУХ.
ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ ПРОЙДЕТ СРЕДИ ДЕВЯТИКЛАССНИКОВ 14 ФЕВРАЛЯ. Руководитель методологии и разработки образовательных программ edtech-компании MAXIMUM Education Артем Мушта 31 января в беседе с «Известиями» дал советы, как к нему подготовиться.
ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ включает в себя 4 ЗАДАНИЯ:
- чтение текста;
- пересказ;
- монолог;
- диалог.
Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за собеседование, - 20, а для его прохождение нужно получить как минимум 10 баллов, рассказал эксперт.
«Прежде всего стоит понимать, что неразумно готовиться к устному экзамену, ни разу не проговаривая ничего устно. Частой проблемой являются случаи, когда школьники думают, что при подготовке к итоговому собеседованию достаточно прочитать текст про себя. Однако в этом испытании ОЦЕНИВАЕТСЯ И ИНТОНАЦИЯ, И ТЕМП ЧТЕНИЯ, И СОБЛЮДЕНИЕ ЯЗЫКОВЫХ НОРМ.
Поэтому при подготовке СТОИТ ЧИТАТЬ ТЕКСТЫ ВСЛУХ, ОСОБЕННО ПОЛЕЗНЫМ БУДЕТ ЗАПИСАТЬ СЕБЯ НА ДИКТОФОН И ПРОСЛУШАТЬ ЗАПИСЬ. Это поможет исправить возможные проблемы с дикцией, а также улучшить выразительность», - сказал он.
По словам Мушты, спецификой ЧТЕНИЯ ТЕКСТА является НАЛИЧИЕ В НЕМ СЛОВ СО СЛОЖНЫМИ УДАРЕНИЯМИ. Например, числительные будут написаны не словами, а числом, чтобы проверить правильное использование склонений. Стоит повторить и правильное использование ударений в словах. Для этого можно использовать орфоэпический словник, составленный ФИПИ.
«Совет ПРИ ПЕРЕСКАЗЕ текста: ГЛАВНОЕ - НЕ ТОРОПИТЬСЯ И НЕ ПЫТАТЬСЯ ГОВОРИТЬ ЧУЖИМИ СЛОВАМИ, А ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ СВОИМ ОБЫЧНЫМ ЯЗЫКОМ. Зачастую ученики пытаются воспроизвести слово в слово то, что они услышали, и получается очень косноязычная речь. Также важно стараться себя контролировать, избегать лишних повторений, плеоназмов, а также следить за правильным употреблением предлогов и склонений слов», - заявил специалист.
В разделе «МОНОЛОГ» будет предложена одна тема, по которой необходимо представить либо описание, либо рассуждение. В этом задании для ученика главное - это выбирать то, что ему понятно. Также стоит задать себе какие-то опорные вопросы, написать план, по какой структуре будет строиться монолог, рекомендовал Мушта. Этот план нужно запомнить и держать в голове. Так, например, можно придумать вводную фразу, с которой будет начинаться монолог, чтобы избежать так называемого «страха чистого листа», когда ученик не знает, как начать свою речь. Аналогично стоит придумать фразу и для завершения рассказа.
«Последний раздел «ДИАЛОГ» подразумевает вопросы от преподавателя в рамках той темы, которую школьник использовал в монологе. Чтобы ответить на вопросы учителя, также можно придумать опорные слова, которые бы позволили ученику дать себе время перед ответом. Например, отвечая на вопрос, можно сказать фразу «Спасибо за интересный вопрос» и так далее. Таким образом вы возьмете себе паузу на подумать. Готовиться к этому заданию можно совместно с кем-то, то есть задавать друг другу вопросы. Хорошим способом является отправлять друг другу голосовые сообщения, чтобы потом можно было оценить свой ответ», — заключил эксперт.