ШКОЛЬНЫЕ УРОКИ ТРУДА БУДУТ ПРОХОДИТЬ ПО-НОВОМУ: ОТ ТКАЧЕСТВА ДО 3D-МОДЕЛИРОВАНИЯ
Учащиеся смогут стать сити-фермерами и авиаконструкторами уже с 1 сентября.
Стало известно, из чего будут состоять «труды», возвращенные Госдумой в школьную программу поправками к Закону «Об образовании». В Минпросвещения сообщают, что ПРОГРАММА БУДЕТ СОСТОЯТЬ ИЗ 5-ТИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ:
- «ПРОИЗВОДСТВО И ТЕХНОЛОГИИ»;
- «ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ И ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ»;
- «КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА. ЧЕРЧЕНИЕ»;
- «РОБОТОТЕХНИКА»;
- «3D-МОДЕЛИРОВАНИЕ».
А также будет выбор вариативных курсов: от «АВИАМОДЕЛИРОВАНИЯ» и «МЕДИАТЕХНОЛОГИИ» до животноводства-растениеводства.
СТАРТУЕТ «ТРУД» В ШКОЛАХ УЖЕ С 1 СЕНТЯБРЯ.
С некоторой натяжкой можно сказать, что «труды» – это и есть уже имевшая место быть в школе «Технология». Все пять инвариантных модулей (обязательных для изучения) и даже три вариативных есть в утвержденной «Технологии» 2023 года. Не ново и то, что в 5-7-х классах на «Труд» отведут 2 часа в неделю, в дальше (8-9-й классы) - 1 час.
От школы 30-летней давности «Труд» образца XXI века отличается тем, что в программе много теории. Так, первый модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» (читай, «столярка» и готовка) содержат такие культуроведческие погружения, как «Бумага и ее свойство. Производство бумаги - история и современность». Или история использования древесины, народные промыслы. А кухарничание и подготовка к нему имеют охват от информации об эргономике кухни и застольного этикета до ступеней «пищевой пирамиды». И питания в стиле ЗОЖ в придачу.
То же и с шитьем. Начинается все аж с истории культуры ткачества, происхождения и свойств тканей. И через устройство швейной машинки со всеми ее шестеренками и «лапками» - к выходу изделия. Мешков для сменки, прихваток на кухню и «изделий из лоскутов». Пэчворк, только по-нашему.
Казалось бы, зачем так глубоко погружаться? Но, похоже, наличие объемной теории портняжного дела, кулинарии или работ по дереву позволят некоторым школам ею же и ограничиться. А не городить огород с плитами, печами и верстаками, минуя финансовый дефицит и ужесточение требований пожарной охраны.
Еще, изучая программу «трудов», особенно в части вариативности, можно проследить связь между ними и ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ. Что логично, особенно ближе к окончанию освоения общего среднего образования.
К 9-му классу, то есть. Вот модуль как раз для 9-го класса: «ПРОИЗВОДСТВО И ТЕХНОЛОГИИ». Содержит такие понятия, как предпринимательство, корпоративная культура, бизнес-идеи... Или РОБОТОТЕХНИКА: роботизированные линии, Интернет вещей, «умный дом» и пр. Познавательно и вполне оправданно к окончанию базовой школы.
Если кто-то боится черчения, как в былые годы, с ватманом и готовальней, можно не бояться. Модуль «КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА. ЧЕРЧЕНИЕ» сразу начинается с изучения САПР (система автоматического проектирования). А разные технические рисунки и эскизы, детали в разрезе, спецификации и прочее проходят потом по части теории.
Многих, наверное, интересует и САМЫЙ ПРОДВИНУТЫЙ ИЗ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ МОДУЛЬ: «3D-МОДЕЛИРОВАНИЕ, ПРОТОТИПИРОВАНИЕ, МАКЕТИРОВАНИЕ». Здесь тоже, скорее всего, познания начальные и умозрительные. Изучаются полигональная сетка, области 3D-печати, материалы для 3D-печати... Что и понятно: для полноценных занятий необходим не только полный класс высокоскоростных компьютеров, но и 3D-принтер со всеми причиндалами.
Много иронии в соцсетях вызвали дополнительные вариативные модули на «Труде»: ветеринария, корма для животных, питательность кормов, дойка.... Впрочем, «цифровая умная ферма» или профессия оператора птицефабрики, как и целый вариативный модуль «Сити-ферма», тоже мало у кого нашли понимание. А уж сколько веселья вызвала часть курса «Растениеводство» – «Сбор и заготовка грибов»...
Но в целом понятно, что все это ВСЕ АКТУАЛЬНО ДЛЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ И БУДУЩИХ АБИТУРИЕНТОВ АГРАРНЫХ ВУЗОВ. Которые, кстати, на подъеме. Для других случаев заготовлены такие модули на выбор, как «АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ» (для 8-9-го класса), например. Где не только о логике управления говорится, но есть основы электротехники, а еще языки программирования проходят, «банк программ» для управления производством.
– Вижу, что утвержденные в прошлом году программы «Технологии» дополнили несколькими модулями из ДПО (программ дополнительного обучения. - Авт.), - говорит методист, эксперт в области образования Анастасия Гордеева. - И, получается, «ТРУД» ВСЕ-ТАКИ ШИРЕ, ЧЕМ БЫЛА «ТЕХНОЛОГИЯ». «АВИАМОДЕЛИРОВАНИЕ», например, это дополнительная программа 2019 года, на выходе учащейся летающую модель самолета должен сделать.
«МЕДИАТЕХНОЛОГИИ» – тоже относительно новый модуль, посвящен он работе СМИ. Насколько я знаю, там даже студия не нужна, как для медиаклассов. А достаточно только штативов, которые у всех уже дома есть, и камеры с микрофонами. И компьютеров, конечно. А вот кто такие «Сити-фермеры», я даже и не знаю...