ИНТЕРЕСНО… «СОЦИАЛЬНЫЕ» ПРЕДМЕТЫ В ШКОЛАХ ЖДУТ СЕРЬЕЗНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ
ИСТОРИИ станет БОЛЬШЕ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ начнется ПОЗЖЕ, РОВ РАЗДЕЛЯТ ПО ВОЗРАСТАМ.
Наше общество, и школа в том числе претерпевает значительные изменения. И перемены уже затронули так называемые СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ ПРЕДМЕТЫ. Поменялся курс истории и обществознания, ЕГЭ по этим дисциплинам. Два года в школе внеклассному, но обязательному часу Разговоров о важном (РОВ). В расписание вернулся труд, воспитание вменили в обязанность школе. Но, судя по выступлениям депутатов и образовательных ведомств, это не все.
С КАКИМИ ЕЩЕ НОВОВВЕДЕНИЯМИ ПРЕДСТОИТ СТОЛКНУТЬСЯ ШКОЛЕ?
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» будут преподавать только в старших классах, а не с начиная с 6–7-х. Об этом заявила замглавы комитета по образованию, науке и культуре Совета Федерации Екатерина Алтабаева.
«У нас этот предмет преподавался с 6–7-х классов, сейчас он будет выведен в старшее звено», – сказала сенатор. Мол, не только своей серьезностью, но и содержанием предмет не соответствует текущим задачам: «не отвечает той суверенной системе образования, единому образовательному процессу, который мы сейчас выстраиваем».
По словам Алтабаевой, часы, отведенные на обществознание, будут ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНЫ УЖЕ К СЕНТЯБРЮ 2024 ГОДА. Предмет будет преподаваться только в 9-11 классах.
Менять тематику «РАЗГОВОРОВ О ВАЖНОМ» в зависимости от возраста школьников предложила первый зампред думского комитета по просвещению Яна Лантратова. Письмо с такой инициативой депутат направила на имя министра просвещения. Мол, единая для всех классов программа, в основном рассказывающая о различных российских и международных праздниках, не всегда интересна школьникам. В пример Лантратова привела тему, приуроченную Международному дню цирка: понятно малышам, но не интересно старшеклассникам.
А бывает и наоборот – вспомним «сказочные выборы» между Золушкой, Винни-Пухом, Карабасом-Барабасом и Белоснежкой, про которые писал «МК» в прошлом году. И все потому, что тему государства и парламентаризма трудно адаптировать для учеников начальной школы.
Еще 2 года назад много шуму наделало предположение о том, что уроки истории начнутся с самого первого класса. Пришлось министерству у себя на сайте даже разъяснение писать.
«ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ будет проводиться в школах с первого класса. НЕ УРОКИ ИСТОРИИ, которые начинались и будут начинаться с 5-го класса, а именно ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ». Можно изучать историю своей семьи, своего региона, посещать музеи и выставки». Это тоже будет историческое просвещение.
Судя по всему, именно ВНЕКЛАССНЫЙ ФОРМАТ все больше СТАНОВИТСЯ ВЕДУЩИМ. И это не только походы в театр и на выставки, поездки в исторические места, но и мероприятия непосредственно в школе: концерты, театрализованные представления, викторины, парады и др.
Так, накануне в Алтайском крае школьники инсценировали блокаду Ленинграда. Им показывали, как замерзающие дети великого города кутались в теплые вещи, выдавали пайку черного хлеба, равную по весу той, что получали ленинградцы. Мероприятие назвали ИНТЕРАКТИВНЫМ.
- Не знаю, уместны ли тут такие понятия, как интерактив, квест или иммерсивная постановка, – говорит историк Илья Малиновский. – Блокада Ленинграда была самой продолжительной и страшной блокадой в истории человечества. И самой холодной, к тому же – мороз зимой 1942 года достигал -32 градусов. Полтора миллиона погибших, точное число жертв неизвестно…
Мне кажется, что трагедий такого масштаба, как блокада, Холокост, Сталинградская битва, вообще темы Великой Отечественной можно касаться очень деликатно и точечно. И профессионально. Избегая эффекта ряженого, в любом случае. Хотя знаю примеры, когда тот самый интерактив был уместен и удачен. В маленьком городе на Волге, например, видел музей, где воссоздали обычный школьный класс времен ВОВ. Там можно сесть за парту, подержать в руках учебники, которых было совсем мало на класс, газеты, на полях которых писали, чугунок картошки, которую дети ели и это была вся еда за день…
ТАКАЯ ИСТОРИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОЧЕНЬ ДОХОДЧИВА. Живая, вещественная экспозиция или представление – сейчас многие программы, заточенные на младших школьников, идут по такому пути.
Источник: https://www.mk.ru/social/2024/01/27/socialnye-predmety-v-shkolakh-zhdut-sereznye-peremeny.html