«БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД», ПОСВЯЩЕННЫЙ 81 ГОДОВЩИНЕ СО ДНЯ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА
27 января 2025 года состоялась презентация социально-значимого проекта на тему: «Блокадный Ленинград», посвященный 81 годовщине со дня снятия блокады Ленинграда. Проект направлен на сохранение памяти о событиях Великой Отечественной войны.
Цель проекта - изучить и проанализировать историю блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны на примерах героев-блокадников показать общенародный характер патриотической борьбы.
Задачи проекта:
- формировать у детей осознанный интерес к историческому прошлому нашей страны;
- обогащать знания детей о героическом прошлом города Ленинграда.
- ознакомить учащихся с понятиями «блокада», «Дорога жизни», «продуктовая карточка»;
- обогащать словарный запас детей;
- познакомить с художественными и музыкальными произведениями, посвящёнными блокаде Ленинграда;
- способствовать формированию чувства гордости за защитников Отечества;
- формировать чувство сопереживания людям старшего поколения, переживших тяготы войны.
В ходе неоднократных бесед с детьми о блокадном времени выяснилось, что учащиеся о блокадном Ленинграде знают недостаточно. Учитывая заинтересованность детей и большую значимость социально-личностного развития учащихся в военно-патриотическом воспитании, необходимо подробнее рассказать об истории блокадного Ленинграда, продемонстрировать кадры из исторической хроники военных лет.
Актуальность проекта обусловлена тем, что тема Великой Отечественной войны никогда не потеряет своей значимости, а героическая оборона Ленинграда составляет одну из ярких страниц в истории нашей Родины.
Этапы реализации проекта.
1 этап: «Подготовительный» - определение целей и задач проекта, изучение методической литературы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности, плана работы с родителями. Подбор детской и методической литературы, наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки); дидактических игр, занятий.
Подготовка материала для продуктивной деятельности. Подбор информации через интернет (презентации, фильмы, мультфильмы о блокадном Ленинграде). Пополнение предметно-развивающей среды. Знакомство родителей с проектом в родительском уголке.
2 этап: «Основной» (работа над проектом).
С детьми:
- беседы: «Блокадный Ленинград», «Что мы знаем о блокаде?», «Что рассказывают о блокаде бабушки и дедушки?», «Дорога жизни»;
- чтение художественной литературы: Е.Благинина «Шинель», Л.Кассиль «Твои защитники» (отрывки), Э.Фонякова «Хлеб той зимы»;
- прослушивание музыкальных произведений, посвящённых блокаде Ленинграда: Д. Шостакович «Ленинградская симфония», Харитонов - «Не стареют душой ветераны»;
- дидактическая игра «Разрезные картинки», «Что изменилось?»;
- рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением блокадного Ленинграда;
- просмотр фильмов и мультфильмов о блокаде: мультфильмы: «Воробушек», «Шарфик», «Один день в блокадном Ленинграде»; документальные фильмы: «Блокада Ленинграда» (для детей), «Непокорённые», «Дети блокадного Ленинграда», «Голоса»; художественные фильмы: «Жила-была девочка», «Ладога», «Зимнее утро»;
- подвижные игры «Разведчики», «Полоса препятствий»;
- конструирование «Грузовая машина на Дороге Жизни»;
- рисование «Блокадный Ленинград».
- познавательно – исследовательская деятельность. Блокадный Ленинград.
С родителями:
- папки – передвижки: «Блокада Ленинграда».
- консультации: «Блокадный Ленинград»
3 этап: «Заключительный»:
- анализ полученных результатов и обобщение опыта.
- выставка рисунков "Блокадный Ленинград".
- проведение досуга «Блокадный Ленинград».
- проведение акции «Блокадный хлеб»
Новизна проекта - метод проекта позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным.
Инновацией стали подвижные игры «Разведчики», «Полоса препятствий», конструирование «Грузовая машина на Дороге Жизни». Это создаёт продуктивную и безопасную образовательную среду, в которой каждый ученик может свободно и открыто выражать свои мысли и чувства.
Дети получили знания о великом подвиге жителей блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Пополнился словарь детей новыми словами и терминами. В школе созданы условия для углублённого изучения детьми истории блокадного Ленинграда: внесён наглядный и дидактический материал по теме. Провели акцию «Блокадный хлеб». Каждый присутствующий получил свои 125 грамм хлеба, который спас жизни тысячи людей. Родители приняли активное участие в проекте.