ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ: «ПРИГЛАШЕНИЕ В ГОСТИНУЮ» (ДИ ХЬЭЩIЭЩЫМ ФЫКЪЕБЛАГЪЭ)
26.12.2024 года в МБОУ «СОШ а. Вако-Жиле им. Героя Советского Союза Карданова М. А.». в рамках инновационной площадки по теме: «Воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культурного пространства России» прошло внеклассное мероприятие: «Приглашение в гостиную» (Ди хьэщIэщым фыкъеблагъэ)
Цели и задачи:
- Обращение к своим корням, чтобы почувствовать дух своих предков.
-Содействие сохранению и развитию родного языка, культуры, национальных традиций
Наряду с куначеством, когда чтобы скрепить свою дружбу навсегда, будущие кунаки выпивали из одной чаши вино, предварительно бросив в напиток серебряные монеты, свадебных традиций, традиций, связанных с рождением ребенка, у черкесского народа с давних времён было принято по-особенному относиться к гостям.
Жители горных регионов, черкесы знали, как непросто приходится путнику, а потому всегда готовы были дать ему пищу и кров. Конечно, сегодня жизнь стала гораздо проще, но традиции гостеприимства по-прежнему живы. У черкесов гостем считался любой человек, подъехавший к двору и оставивший лошадь у коновязи. Он мог быть даже кровным врагом, однако хозяин не имел права отказать ему в ночлеге и защите. Кроме того, интересоваться целью визита человека, спрашивать его имя или звание считалось проявлением неуважения к гостю. Если прибывшему человеку грозила опасность, хозяин должен был защищать его – вплоть до того, чтобы с оружием выйти к врагам своего гостя. У черкесов гости всегда занимали особое место за столом. Для них хозяева подавали наилучшие угощения. Например, если забивали барашка, гостю предлагали голову и лопатку, то есть самые сытные и вкусные части.
Ценность данного мероприятия в том, что каждая ситуация разыгрывалась в миниатюрных сценках. Дети учились встречать гостей, рассаживать их. Девушки учились правильно подавать еду. Здесь было важно, чтобы гости не скучали, поэтому гостям предлагалось послушать музыку, поделиться впечатлениями о музыке черкесского народа, учились вести диалог, рассказывать дуру другу интересные истории. Все это, безусловно, влияло на детей. Думается, что после таких мероприятий дети будут пытаться увиденное и услышанное применять в жизни.
Занятие способствовало переосмыслению себя и своих поступков, формированию очень важного умения: выражать свои мысли логически последовательно, объемно, как можно точнее, используя пословицы, поговорки, песни, потешки на своем(родном) языке. А значит, в конечном счете, способствовало воспитанию ценностного отношения к родному языку как хранителю культурного пространства России.