ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
23.12. 2024 года в 8 «б» этнографического класса по модулю учебного предмета Химия прошел урок по теме: «Полезные ископаемые».
Цели:
- выявить педагогические условия формирования положительного отношения обучающихся к родному (черкесскому) языку, как объединяющему человеческому началу, в процессе преподавания предмета химии;
- сформировать представление о значимости этих природных богатств в жизни человека.
Задачи:
- изучить материал о полезных ископаемых;
- дать понять, что эти богатства невозможно восстановить;
- познакомить с полезными ископаемыми края и местами их расположения;
- воспитывать бережное отношение к подземным богатствам;
- определить возможности расширения гуманитарного пространства урока химии;
- исследовать возможности увеличения языкового самосознания и культурных потребностей через определенные формы заданий учащимся на уроках химии.
Для осуществления этих задач был проведен анализ содержания программного материала по химии, появилась уникальная возможность найти привязки к родному (черкесскому) языку, определить формы работы и задания, которые должны выполнять учащиеся, звукопроизношения в словах, а также особенности личности ученика.
Основными измерителями эффективной работы стали:
- развитие функциональной грамотности;
- мотивация к изучению черкесского зыка;
- представление о полезных ископаемых и местах их расположения.
В результате была предложена система взаимопроникновения и переплетения черкесского языка и урока химии. На уроке основные задачи были реализованы по воспитанию и выработке у обучающихся культуры самостоятельной работы, проявление творческих способностей, дети с интересом демонстрировали владением терминологией на родном (черкесском) языке.
Благодаря этому уроку заметно увеличился словарный запас детей в использовании терминов по химии, увеличился объем прочитанной школьниками информации (включая словари на черкесском языке, терминологические словари по химии, информация, взятая из интернета). Учениками накоплен банк заданий, позволяющих проводить интегративные взаимосвязи с родным языком. Дети умело перечисляли названия химических веществ на русском, черкесском языках и с интересом рассматривали образцы полезных ископаемых.
Соответственно, проведенная работа показала, что решение задачи интегрирования с черкесским языком возможно при любых формах организации учебного процесса, при объяснении нового материала, при проверке и его закреплении. Активация учителем познавательной деятельности учащихся приводит к закономерному явлению - от творчески развивающегося учителя (от самопознания к самореализации) к творчески саморазвивающемуся ученику.
Провела увлекательно и на высоком профессиональном уровне урок учитель химии Микитова Э.А.