«КТО ПОЧИТАЕТ СТАРШЕГО — САМ СТАНЕТ ПОЧИТАЕМЫМ»
Цели и задачи:
- формирование у младших школьников представления о людях старшего поколения и осознания необходимости их уважения;
- разъяснение моральных и этических норм почитания старших в адыгской культуре;
- воспитание чувства моральной ответственности и преемственности поколений.
Мероприятие строилось на основе интерактивных и этнокультурных педагогических технологий, включающих элементы проектной деятельности, эмоционально-ценностного диалога и цифровой рефлексии.
Детям было предложено провести мини-исследование — расспросить своих бабушек и дедушек о традициях адыгского этикета, зафиксировать услышанное в виде рассказов или устных интервью. Во время встречи школьники делились результатами своих мини-исследований, создавая «Карту уважения» — коллективную ментальную карту норм поведения, связанных с почитанием старших. Использовалась презентация с пословицами и фотографиями семей учеников, отражающими преемственность поколений.
Мероприятие началось с беседы о том, кто такие люди старшего поколения и какую роль они играют в жизни семьи и общества. Затем дети представили рассказы о своих дедушках и бабушках, отметив нормы адыгского этикета: уважение, почтительность, умение слушать и благодарить. Особое внимание уделялось древним традициям поведения: младшие не садятся в присутствии старших без приглашения, не перебивают, не смеются громко, уступают дорогу и проявляют внимание к мнению взрослых.
Дети читали стихи на родном черкесском языке, показали инсценирование пословиц и высказываний мудрецов, а также провели интерактивную викторину «Старший сказал — запомни!»
В заключительной части учащиеся ответили на вопросы:
- Как вы будете относиться к старшим?
- Какие выводы вы сделали для себя?
Рефлексивный круг показал, что дети осознали значимость нравственного поведения, необходимость уважительного отношения к старшим и гордость за свои культурные корни.
Мероприятие способствовало:
- развитию коммуникативной культуры и эмпатии у учащихся;
- укреплению связи поколений через семейный диалог;
- актуализации культурного наследия и традиций адыгского народа;
- формированию духовно-нравственных ориентиров у младших школьников.
Внеклассное мероприятие «Кто почитает старшего — сам станет почитаемым» показало высокую педагогическую ценность. Оно объединяет традиционные формы воспитания с современными образовательными подходами и цифровыми инструментами, что позволяет формировать у детей осознанное и уважительное отношение к старшему поколению, воспитывая в них культуру благодарности, этики и человеческого достоинства.
